Gwen Жалоба Опубликовано 24 сентября, 2006 Есть у нас в городе группы раннего развития детишек? кто-нибудь ходил в такие группы? Или, может быть, сами занимались? Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Evgen Жалоба Опубликовано 24 сентября, 2006 Есть у нас в городе группы раннего развития детишек? кто-нибудь ходил в такие группы? Или, может быть, сами занимались? А не надо никаких групп Gwen ... Лучщая группа это мама и папа ... Это когда ты живешь заботами твоего ребенка а он постепенно постигает твои ... Это я к тому что с ребенком надо проводить как можно больше времени вместе ... Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 24 сентября, 2006 ну никто же не собирается бросать дитю на произвол судьбы. но все же хотелось бы узнать... Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ZaGvOzDkA Жалоба Опубликовано 25 сентября, 2006 а я не очекнь поддерживаю эти школы раннего развития!!=)) а то он пока торопиться будет, самое интресное то и пропустит!! Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Billy Жалоба Опубликовано 26 сентября, 2006 (изменено) В моей жизни была пара примеров, когда ребенок с явно преждевременным развитием (читать в 4 года стал, задачи сложные решал и т.д.) в зрелом возрасте скатывался по наклонной и заканчивал жизнь в пьянстве и наркомании. И наоборот - знал ребят (одноклассников в частности) которые не особо блистали в детском саду и школе, но тем не менее стали весьма успешными людьми. Присоединяюсь к мнению, что воспитание и любовь родителей куда более необходимы чем какие-либо классы и школы раннего развития. Изменено 26 сентября, 2006 пользователем Billy Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ZaGvOzDkA Жалоба Опубликовано 26 сентября, 2006 По моему у ребнка должно быть нормальное детство!! и +1 по поводу родителей! Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Александр1 Жалоба Опубликовано 27 сентября, 2006 В моей жизни была пара примеров, когда ребенок с явно преждевременным развитием (читать в 4 года стал, задачи сложные решал и т.д.) в зрелом возрасте скатывался по наклонной и заканчивал жизнь в пьянстве и наркомании. Рекомендую почитать по этой теме "Дети индиго" ссылка Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ТоХ'ина Жалоба Опубликовано 27 сентября, 2006 А я считаю, что раннее развитие просто необходимо! Вот мы слышим "раннее развитие" и представляем себе родителей-фанатиков, которые сидят часами над ребёнком с учебником физики и высшей математики, а между тем ранее развитие - это просто развитие ребёнка с ползунков, для занятий достаточно 2-3-х минут в день, и занятия по темам "что нас окружает" - это картинки с животными, фруктами, овощами, посудой и проч! Всё очень просто! И ещё: меня, например, не прельщает мысль, что при прохождении тестирования для поступления в школу мой ребёнок попадёт в группу типа "отстающий", или "так себе", а с деликатностью наших педагогов ребёнка вообще можно загнать в себя по самые пятки!!! Специально для Gwen - почитай о раннем развитии на Раннее развитие детей А про "есть ли в городе" - не знаю, не слышала... Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 27 сентября, 2006 Billi, думается, причина такого "несоответствия" - не в уровне интеллектуального развития, а, как ни странно, в педагогической запущенности. Родители обычно очень гордятся такими детьми и навешивают на них лейбл "самого умного ребенка", либо довольные тем, что ребенок сам всему научился - просто бросают его по пути. Ожидания родителей оправдать невозможно, вот дети и пускаются "во все тяжкие". Либо таких детей никто из ровесников не понимает - они интеллектуально сильнее их, им не всегда интересно с ровесниками, потому таких сверсники считают "умниками" и выкидывают из своего круга, а эмоционально они иногда даже младше. им нужен другой круг общения, надо обучаться по другим программам, с такими же, как они, а это часто не делается. и вряд ли в этом виновны "школы раннего развития" Яркий пример обратного - 610я классическая гимназия Санкт-Петербурга. школы раннего развития - скорее не чтобы "сделать из детей гениев", а чтобы дать им некоторые навыки, улучшить внимательность, развить память, моторику, прививаются в том числе и навыки эмоционального общения цели "научить читать с 3х лет" нет. судя по родителям, дочка и без "раннего развития" чтению где-то в этом возрасте и научится.... дети же не воспринимают "обучение" как "работу".. они восринимают это как игру... в игре и учатся ТоХ'ина, хоть один единомышленник хотелось бы найти именно в городе Александр1, про детей-Индиго стоит завести отдельную ветку... это довольно объемная тема Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 20 октября, 2006 Сюда я буду копировать некоторые понравивишиеся статьи по системе Марии Монтессори и публиковать полезную информацию. Возможно, найдутся мамы, кого не пугает это словосочетание. А возможно, кто-то подскажет, где поблизости занимаются с малышами по этой системе Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет Возрастная сензитивность - это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.» Эти скупые строчки - все, что можно почерпнуть по данной теме из отечественного словаря по психологии (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.:Изд-во полит, лит.- 1990). И советы типа: "Читайте первоисточники, поднимайте исследования психологов на эту тему!" - вряд ли можно признать полезными для практиков - учителей, воспитателей, а тем более, родителей. Не их это задача. Это проблема академической науки, принципиально не способной преломить богатые знания в практически полезной форме. Иное дело - работа Марии Монтессори по данной теме, нисколько не уступающая академическим исследованиям по уровню достоверности результатов и абсолютно превосходящая их по уровню использования в реальной практике воспитания. Что же Мария Монтессори и ее истинные последователи говорят о сензитивных периодах в развитии детей от 0 до 6 лет? Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т.д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с "космическим планом" развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но, по мнению М. Монтессори, любой взрослый может, а точнее обязан: - знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой; - наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка; - предвидеть наступление следующего сенизитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения "подготовленная среда" Монтессори-школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов. У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик. Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д. Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно негарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме. Отсюда возникает принципиальная возможность функциональной диагностики развития детей, т.е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется: - более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития"; - этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто; - более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его моменты. Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни). Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления. В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: - Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Напомним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выделить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить - речь. - Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит -существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу. Ранняя диагностика развития ребенка, разработанная в Мюнхенском Детском Центре, позволяет спасти от неминуемой глухоты множество обреченных на нее детей. - Дети учатся подражать звукам. - В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата. - Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка. В возрасте около 1 года: - Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. - Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка. В возрасте около 1.5 лет: - Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" вместо "правильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания". - Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматическими нормами. Отсюда следует два важных вывода. Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру. Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в билингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут. В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом. В возрасте 3.5 - 4 лет: - Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. - Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д. - Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов. Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом - в следующем разделе). Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли. Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНЗИТИВНОГО ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ (учиться читать, писать и проч.), ТО К РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущность разума состоит в придании порядка" хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира. Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет. Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром". Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры "в связи с переходом к рыночной экономике". Но у нас была семья, профессияи проч., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 - 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее - настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему. Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каждой из этих трех сфер. 1) Порядок в окружающей среде. Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем: - В соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная "подготовленная среда" (аналогичная той, которая формируется в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотношение между предметами, вещами в быту. Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него. Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Последствия такого стресса впоследствии обычно не проходят бесследно. - Порядок в отношении людей к предметам. И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а нев постели и т.д. Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка. 2) Порядок во времени. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим. Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности. Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенкусказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне! 3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему: - Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными: в идеале -обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать). - Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно. - Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев. В заключение отметим, что уровень сформированности у ребенка "чувства порядка" является одним из основных критериев готовности к Монтессори-дескому саду, да и к детскому саду вообще. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях и зависит оттого, насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Монтессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня "внутреннего порядка" (порядка в мыслях, поступках и т.п.). В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запущенность и т.д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в Монтессори-группу необходимо пройти курс индивидуальной Монтессори-терапии, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду. С помощью специальных методов Монтессори-терапевту удается максимально использовать "излет" уже прошедшего сензитивного периода. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Этот период в развитии ребенка описан не только в работах Марии Монтессори, поэтому мы сделаем лишь несколько специальных замечаний. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого. С помощью специальной методики работы с сенсорным Монтессори-материалом развивается также «стереогностическое чувство» (термин Марии Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением. В каком порядке чередуются эти более короткие периоды? На этот вопрос, в принципе, есть два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических, данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети - разные. Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду. Речь идет о так называемой "свободной работе" детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность. Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности. А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей. И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного отреагирования интереса к мелким предметам. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на составные части, но и синтеза из этих частей целого). СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ ИДЕЙСТВИЙ Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.) Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений. Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части. Другой пример - вторая ступень трехступенчатого урока по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении. Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может отреагировать в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит Мария Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д. Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей. В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить: Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития. Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтомуособую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения. Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д. "Подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка. Статья написана на основе теоретических разработок AMI-Монтессори-тренера, г-жи Зольцбахер (США). Редактор статьи:Вера Берёзова адрес статьи ссылка Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Mona Жалоба Опубликовано 23 октября, 2006 Gwen теоретически это звучит умно и красиво. Но на Западе эта система с треском провалилась. В детском садике по этой системе ещё можно с детьми работать - что бы ты хотел сегодня делать - кружочки вырезать или учить английские слова? Смысл - побуждать ребёнка самого выбирать занятие с тем, чтобы он с желанием продуктивно занимался. Таких детей мало. В школе в начальных классах уже начинается проблематика. Потому что дети уже там, класса с 3-его начинают хитрить и хотят добровольно вообще лучше ничего не делать. И когда к ним подходит преподаватель - этакий хиппи, группи или голубой и пытается ему добровольно навязать - математику или язык - ребёнок сам должен учиться составлять план и учиться - при АНТИавторитартном преподавателе, который сам на мой взгляд уже калека (простите), то после 4-го класса, когда ребёнок меняет школу, он пропустил больше, чем выучил, не научился работать и мало способен к дальнейшей учёбе. Но допустим, у вас умный малыш, и он даже смог попасть в гимназию. В чем заключается там эта система - дети сидят в полутёмном коридоре на полу но подстилке и пытаются что-то по ими самими составленной теме состряпать типа реферата... Сами европейские педагогм признали, что прежде чем вводить эту систему, надо было вначале соответственно обучить педагогов, а не набирать из публики желающих неудачников. Не все то хорошо, что новое. Надо комбинировать. Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ТоХ'ина Жалоба Опубликовано 24 октября, 2006 А я недавно была на семинаре по раннему развитию, и там прозвучала такая тема, что никакой системы Монтессори нет, что всё это миф. Я с этим согласна. Более того, считаю, что нецелесообразно водить детей в подобные кружки - социальной адаптации у детей там не происходит, а всё, чем дети там занимаются, можно совершенно спокойненько и бесплатно делать с ребёнком дома! Более того, ни одного учителя ребёнок не воспримет так же, как мать (отца). Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 28 октября, 2006 Mona, ТоХ'ина, Меня вот как-то настроаживает близкое к глобальному отторжение любых развивающих методик у нас в городе. Но речь не об этом. Методика Марии Монтессори предназначена совсем не для школьного возраста, а именно для детсадовского воспитания. Применять ее для обучения школьного - дилетантство. К тому же изначально цели у нее были совсем другие. У нее есть свои недостатки, ее строгость меня слегка коробит, но это не значит, что из этой системы (как и из других) нельзя извлечь полезное для себя и своего малыша. Меня удивляет другое - почему с неприятием методики как принципа образования детей (школьного ли, дошкольного возраста) необходимо отбрасывать и все то полезное, что есть в этой методике? Занятия по равитию моторики, цветовосприятия, речи, воображения, памяти, мышления, сенсорных способностей - это все на самом деле замечательные вещи. Да и обучение детишек маленьких - это все же требует не только любви, но и образования, знаний определенных, опыта. Почему такое резкое отторжение? "Нам это не надо, и вообще это миф!" почему такое доверие одному-единственному семинару? суждение о всех плюсах и минусах этой методики по опыту применения его " в темном коридоре на коврике"? неужели не интересно узнать, что полезного можно извлечь из этих методик? обсудить, поделиться своими наблюдениями - без категоричных оценок "это плохо и ненужно"? Я действительно этого понять не могу. Насчет социально адаптации опять же - а чем эти кружки отличаются от детского садика, кроме продолжительности пребывания и интенсивности занятий? Мне у Монтессори нравятся те самые методики, многие игрушки, производимые сейчас - делаются "по мотивам" ее исследований. Детская мебель в наших детских садах - это тоже влияние этой методики. С ребенком можно ведь вообще не заниматься. В детском саду он научится ходить на горшок и есть ложкой. В школе - читать и писать. так или иначе научится говорить, в случае чего можно сводить к логопеду. как результат - вместо того, чтобы еще одной школе бороться за звание гимназии или лицея, у нас за звание лицея борются две школы _между собой_. вместо того, чтобы налаживать контакты с московскими вузами и организовывать здесь филиалы - в свое время выживали второй вуз по принципу "для нашего города и одного достаточно" мамочки! я ж не толкаю всех "строем в монтессори". но почему бы не допустить, что это - не только имеет право на существование, но еще и может быть полезным. у нас в городе единственный центр детского творчества - и тот у черта на куличках, и с трех лет только, и только в субботу у нас маме с ребенком года - двух некуда пойти - только в лес на прогулку, на площадку перед домом (которых нормальных штук пять на город) и в детский сад. у нас в городе нет ничего для маленьких детей. а мне слышится сейчас "и не нужно" ну неужели это так? крик души, блин.... Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Mona Жалоба Опубликовано 28 октября, 2006 Да нет, я не отторгаю вовсе. Я как раз согласна, что надо взять для себя самое лучшее. А выше лишь поделилась личным опытом из применения опыта в школах. Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Evgen Жалоба Опубликовано 28 октября, 2006 Чудно право ... Не хочу никого обижать ... но это у Вас от ума ... - системы всякие ... и прочая ересь. Детей воспитывают .......... сердцем и личным примером ... вот Вам и вся система ...........!!!! Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ТоХ'ина Жалоба Опубликовано 28 октября, 2006 Gwen, я не против рутаннего развития! Просто мне кажется, что система Монтессори - это слишком громко сказано - на мой взгляд, она не создала ничего нового! - просто соеденила всё то, что было до неё. Пример: русские матрёшки! - пожалуйста тебе, и втыкалки, и совмещалки, и большое-маленькое, и внутри - снаружи, и мелкая моторика, и вместимость!!! Я, как раз, много читала о Монтессори, но я не считаю её гением! Вот и всё. И ещё, я сторонник того, что детей надо воспитывать, играя с ними, а Монтессори, всё-таки, предлагает больше наблюдать за детьми. Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 30 октября, 2006 Mona, на мой взгляд, применять в школе систему, разработанную для дошкольного развития (не обучения!) детей - это от большого желания выпендриться А вот если бы у нас был детский садик, занимающийся с учетом этой системы, мы бы постарались туда попасть. ТоХ'ина, до нее было очень мало. Русские матрешки - вообще-то изобретение голландцев Посмотрите сейчас на детские "развивающие" игрушки в магазинах - они все, действиетльно все используют наработки этой системы. И детям, кстати, нравится И ещё, я сторонник того, что детей надо воспитывать, играя с ними, а Монтессори, всё-таки, предлагает больше наблюдать за детьми. - вот с этим полностью согласна Детей воспитывают .......... сердцем и личным примером ... вот Вам и вся система ...........!!!! ← дело, конечно, хорошее... тут намедни дочка научилась работать на компьютере... теперь не оторвешь доче год и три... колотит по клавишам прямо как мама муж увидел - долго хохотал (она еще и мышкой пользуется - со стороны выглядит совершенно обалденно ) это я о личном примере но мелкую моторику ту же личным примером не разовьешь. если родители не музыкальны, то и музыкальный слух у ребенка - тоже будет плохо развит. да и не настолько я самоуверена, чтобы считать, что я идеальный родитель и мой пример - лучшее, что может принять ребенок. Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Evgen Жалоба Опубликовано 30 октября, 2006 Gwen, Вы для своего малыша самая лучшая ... так уж постарайтесь соответствовать ... Мы вот о детях все думаем и забываем о том что они то думают о нас ... И потом .... развивая в ребенке что либо ... мы уверенны что развиваем то самое нужное? Не лучше ли дать самому дитю сделать выбор ... Пускай даже слабо осмысленный? Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Mona Жалоба Опубликовано 30 октября, 2006 Montessori-Gymnasium, Hauptschule, Grundschule есть. Так что система работает не только для дошкольников. Но по опыту людей, самих учившихся там - сплошное недоразумение. Не знаю. Насколько я слышала, вся эта методика современная не выдерживает никакой критики. Те же, кто её внедряет, отправляет своих детей учиться в консервативные английские школы с раздельным обучением и телесным наказанием. Евген - Вы правы, но мы же хотим детям ещё больше, ещё лучше...не знаю, как потом получится Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 31 октября, 2006 Не лучше ли дать самому дитю сделать выбор ← вот это как раз и есть система Монтессори против которой публика выступает Мона, думаю, это уже извраты. Как тесты по IQ в качестве основания для поступления в вузы. У нас (и не только у нас, судя по всему, в германии тоже) часто так - вначале доведут до абсурда, а потом показывают на этом абсурде " ну вы же видите, что сама по себе идея ни на что не годится"... принцип круто пересоленой каши... в качестве доказательства, что соль добавлять не надо вообще... да и каша вредна... в английских школах строгость внешняя компенсируется свободой внутренней. у нас так не получится. Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
nasty200671 Жалоба Опубликовано 8 ноября, 2006 Хочу обучить ребенка нормально читать, по буквам, но нашла три точки зрения, собрала книжки всякие, и одолели меня сомнения… Чем меньше знаешь – крепче спишь. 1. Так, Мария Монтессори (1970 – 1952), итальянский педагог, считала, что от года до двух к ребенку подступиться невозможно, все, что она пишет, очень устарело, цитирую: «В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно. И действительно, для детей этого возраста не существует учебных заведений». «На второй фазе – от трех до шести лет – тип остается прежним, но ребенок уже может подвергаться некоторому воздействию». М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому. Разум ребенка, раздел "Периоды роста». М., 1952 - 2000.- с. 94. 2. Глен Доман (США) – категорически против освоения букв, что совершенно непонятно, потому что уже всем известно, что дети легко осваивают буквы в два года. Он требует только запоминать целые книжки: «Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному." … «Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." Дошкольное обучение ребенка, М., 1996 г., с. 114. Это ж какое количество карточек со словами нужно изготовить?! : - ( 3. Павел Тюленев (Центр раннего развития и образования, 419-01-06) с 1995 года утверждает, что можно начинать учить читать ребенка одного – двух лет, и не только читать: «Установлено, что при нормальных условиях развития ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ ребенок может начинать практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни. В качестве доказательства мы приводим здесь, например, один из листов-результатов САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ тренировки (игре) ребенка в возрасте 1 год 11 месяцев на электрической пишущей машинке. … Приводимый текст показывает, что вполне доступен и счет: мы, применяя простой способ, сдвигаем ранее признаваемую педагогами границу усвоения счета на несколько лет, в возраст 1,5 – 2 года» На вопрос, когда он научился читать: «Я всегда читал!» - отвечает двухлетний ребенок, Человек Развитый». В книге: П.В. Тюленев, Читать – раньше, чем ходить. Глава 3, Создайте наиболее эффективную развивающую среду вашему малышу! М., 1995. с. 43. Эта методика удивляет своими результатами. Судя по видеосюжетам по ТВ, утверждается, что дети становятся феномедально одаренными во многих видах творчества. Кто знает, возможно ли такое? У них, я слышала, компьютер начинают использовать раньше всех, например, для музыкального развития и освоения языков.. : - ) В принципе, это мне подходит – чтоб не приглашать учителя ин. языка. 4. Борис Никитин говорит: помни о НУВЭРС! Начинать нужно как можно раньше, своевременно. «Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений и размышлений, исследований. Итогом этой работы была «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» (сб. «Социологические и экономические проблемы образования», Новосибирск, «Наука», 1969, с. 78-124). В ней впервые появилось новое слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит в человеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. … «каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности». Л. и Б. Никитины. Мы и наши дети. 1988 г. Владивосток, с.114. Надо понимать, что своевременное начало по Никитину – это значит, раннее. Но он конкретно не говорит, когда именно нужно начинать обучать чтению. Хотя его дети, обучаясь по буквам, начали читать самое раннее - в 3,5 года. Это было в 60-е годы фантастикой, считалось бредом - никто даже слышать не желал. С тех пор много воды утекло. Но меня интересует еще раньше, и что у кого получилось? Кто нибудь пробовал физическое развитие и закаливание по-Никитину и Скрипалеву?& Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Strekoza Жалоба Опубликовано 9 ноября, 2006 Ой, мамочки, а зачем же так все усложнять??? Мы сами росли и без Монтессори, а читать все-таки научились! И не такие уж прям дураки выросли!... Что-то я задумалась, может, я, конечно не современная продвинутая мамочка, но своего дитя обучаю по своему усмотрению только в игровой форме, главное, чтоб ему нравилось... И это скорей не занятия с целью повысить интеллект, а общение с любимым ребенком и полезное совместное времяпровождение... Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 9 ноября, 2006 темы объединяю nasty200671, есть еще методика обучения чтению Зайцева чуть позже постараюсь отписаться по теме Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Пиявка Жалоба Опубликовано 10 ноября, 2006 В нашем ДК МИР есть школа обучения детей ведет Валентина Георгиевна. Учит детей читать и писать с 2-х лет в октябре начинают заниматься в декабре - январе начинают читать по слогам. Очень доступно по цене и по простоте занятий. Заняти проводятся в огровой форме 2 раза в неделю. За время занятия ребенок не устает. Очень советую. Что самое главное группы детей по 4-5 детишек, и к каждому ребенку инд. подход. Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Gwen Жалоба Опубликовано 10 ноября, 2006 а в какое время и сколько это стоит? Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты