Перейти к содержанию
  • Реклама

  • Социальные сети



    Новости сайта Лыткарино Online
    на главной странице Яндекса
    добавить на Яндекс
Gwen

Раннее развитие ребенка

Рекомендуемые сообщения

Gwen   

Есть у нас в городе группы раннего развития детишек? кто-нибудь ходил в такие группы?

Или, может быть, сами занимались?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Evgen   
Есть у нас в городе группы раннего развития детишек? кто-нибудь ходил в такие группы?

Или, может быть, сами занимались?

А не надо никаких групп Gwen ... Лучщая группа это мама и папа ...

Это когда ты живешь заботами твоего ребенка а он постепенно постигает твои ...

Это я к тому что с ребенком надо проводить как можно больше времени вместе ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Gwen   

ну никто же не собирается бросать дитю на произвол судьбы. но все же хотелось бы узнать...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

а я не очекнь поддерживаю эти школы раннего развития!!=)) а то он пока торопиться будет, самое интресное то и пропустит!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Billy   

В моей жизни была пара примеров, когда ребенок с явно преждевременным развитием (читать в 4 года стал, задачи сложные решал и т.д.) в зрелом возрасте скатывался по наклонной и заканчивал жизнь в пьянстве и наркомании. И наоборот - знал ребят (одноклассников в частности) которые не особо блистали в детском саду и школе, но тем не менее стали весьма успешными людьми.

Присоединяюсь к мнению, что воспитание и любовь родителей куда более необходимы чем какие-либо классы и школы раннего развития.

Изменено пользователем Billy

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В моей жизни была пара примеров, когда ребенок с явно преждевременным развитием (читать в 4 года стал, задачи сложные решал и т.д.) в зрелом возрасте скатывался по наклонной и заканчивал жизнь в пьянстве и наркомании.

Рекомендую почитать по этой теме "Дети индиго"

ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А я считаю, что раннее развитие просто необходимо! Вот мы слышим "раннее развитие" и представляем себе родителей-фанатиков, которые сидят часами над ребёнком с учебником физики и высшей математики, а между тем ранее развитие - это просто развитие ребёнка с ползунков, для занятий достаточно 2-3-х минут в день, и занятия по темам "что нас окружает" - это картинки с животными, фруктами, овощами, посудой и проч! Всё очень просто!

И ещё: меня, например, не прельщает мысль, что при прохождении тестирования для поступления в школу мой ребёнок попадёт в группу типа "отстающий", или "так себе", а с деликатностью наших педагогов ребёнка вообще можно загнать в себя по самые пятки!!!

Специально для Gwen - почитай о раннем развитии на Раннее развитие детей

А про "есть ли в городе" - не знаю, не слышала...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Gwen   

Billi, думается, причина такого "несоответствия" - не в уровне интеллектуального развития, а, как ни странно, в педагогической запущенности. Родители обычно очень гордятся такими детьми и навешивают на них лейбл "самого умного ребенка", либо довольные тем, что ребенок сам всему научился - просто бросают его по пути. Ожидания родителей оправдать невозможно, вот дети и пускаются "во все тяжкие".

Либо таких детей никто из ровесников не понимает - они интеллектуально сильнее их, им не всегда интересно с ровесниками, потому таких сверсники считают "умниками" и выкидывают из своего круга, а эмоционально они иногда даже младше.

им нужен другой круг общения, надо обучаться по другим программам, с такими же, как они, а это часто не делается.

и вряд ли в этом виновны "школы раннего развития" :)

Яркий пример обратного - 610я классическая гимназия Санкт-Петербурга.

школы раннего развития - скорее не чтобы "сделать из детей гениев", а чтобы дать им некоторые навыки, улучшить внимательность, развить память, моторику, прививаются в том числе и навыки эмоционального общения

цели "научить читать с 3х лет" нет. судя по родителям, дочка и без "раннего развития" чтению где-то в этом возрасте и научится....

дети же не воспринимают "обучение" как "работу".. они восринимают это как игру... в игре и учатся

ТоХ'ина, хоть один единомышленник :)

хотелось бы найти именно в городе

Александр1, про детей-Индиго стоит завести отдельную ветку...

это довольно объемная тема

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Gwen   

Сюда я буду копировать некоторые понравивишиеся статьи по системе Марии Монтессори и публиковать полезную информацию. Возможно, найдутся мамы, кого не пугает это словосочетание.

А возможно, кто-то подскажет, где поблизости занимаются с малышами по этой системе

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет

Возрастная сензитивность - это «присущее определенному возра­стному периоду оптимальное сочетание условий для развития опре­деленных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитив­ности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»

Эти скупые строчки - все, что можно почерпнуть по данной теме из отечественного словаря по психологии (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.:Изд-во полит, лит.- 1990). И советы типа: "Читайте первоисточники, поднимайте исследования психологов на эту тему!" - вряд ли можно признать полезными для практиков - учителей, воспитателей, а тем более, родителей. Не их это задача. Это проблема академической науки, принципиально не способной преломить богатые знания в практически полезной форме.

Иное дело - работа Марии Монтессори по данной теме, нисколько не уступающая академическим исследованиям по уровню достовер­ности результатов и абсолютно превосходящая их по уровню исполь­зования в реальной практике воспитания.

Что же Мария Монтессори и ее истинные последователи говорят о сензитивных периодах в развитии детей от 0 до 6 лет?

Сензитивными периодами называют периоды особой восприим­чивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т.д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с "космиче­ским планом" развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих спо­собностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но, по мнению М. Монтессори, любой взрослый может, а точнее обязан:

- знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естест­вом ребенка, которую искренне считает педагогикой;

- наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензи­тивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;

- предвидеть наступление следующего сенизи­тивного периода и подготовить соответствующую окружающую сре­ду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особен­но нуждается в данный момент.

С этой точки зрения "подготовлен­ная среда" Монтессори-школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может пона­добиться для реализации любых его познавательных интересов.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, гео­политических, культурных различий и т.д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных про­грамм, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно негарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком ре­жиме.

Отсюда возникает принципиальная возможность функциональ­ной диагностики развития детей, т.е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

- более или менее медленным (пологим) началом, которое заме­тить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступ­ления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";

- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или пла­то), который наблюдать наиболее просто;

- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его момен­ты.

Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появле­ния ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему пес­ни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:

- Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. На­помним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выде­лить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделя­ется красная нить - речь.

- Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачи­вать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит -существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу. Ранняя диагностика развития ребенка, разработанная в Мюнхенском Детском Центре, позволяет спасти от неминуемой глухоты множество обреченных на нее детей.

- Дети учатся подражать звукам.

- В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.

- Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последова­тельности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года:

- Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

- Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, одна­ко, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нара­стание словаря ребенка.

В возрасте около 1.5 лет:

- Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это пре­красный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" вместо "пра­вильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания".

- Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы язы­ка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматиче­скими нормами.

Отсюда следует два важных вывода.

Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом воз­расте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь

взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда бо­лее ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше расска­зывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальней­шего речевого развития ребенка в билингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме мож­но быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не про­изойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последова­тельность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3.5 - 4 лет:

- Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осоз­нанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.

- Дети этого возраста живо интересуются символическим обозна­чением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шерша­вой бумаги и т.д.

- Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом - в следующем разделе).

Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и само­стоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого разви­тия. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо разли­чения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходи­мо постоянно иметь в виду: ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНЗИТИВНОГО ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ (учиться читать, писать и проч.), ТО К РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущ­ность разума состоит в придании порядка" хаотичным впечатлени­ям, исходящим от окружающего мира.

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интен­сивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие эле­менты, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".

Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры "в связи с переходом к рыночной экономике". Но у нас была семья, профессияи проч., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в даль­нейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведе­ния в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 - 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее - настоящую страсть к со­блюдению привычного для него порядка, громко выражая свое него­дование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-лет­него ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каж­дой из этих трех сфер.

1) Порядок в окружающей среде.

Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:

- В соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего - предме­ты в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основ­ным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная "подготов­ленная среда" (аналогичная той, которая формируется в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотноше­ние между предметами, вещами в быту.

Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэто­му необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требо­вать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще фор­мирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут роди­тели, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Последствия такого стресса впоследствии обычно не проходят бесследно.

- Порядок в отношении людей к предметам.

И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а нев постели и т.д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различ­ными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно стано­вясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка.

2) Порядок во времени.

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внут­ренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон вре­мени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частно­сти, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихо­да и быть уверенным в их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во време­ни - точнее, порядка в последовательности событий. Например, по­следовательности в событиях при чтении уже известных ребенкусказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребе­нок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтраш­нем дне!

3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать по­рядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

- Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными: в идеале -обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реально­сти - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).

- Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в иде­але - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, рассте­лить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрос­лому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.

- Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблю­даться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психоло­гических комментариев.

В заключение отметим, что уровень сформированности у ребенка "чувства порядка" является одним из основных критериев готовно­сти к Монтессори-дескому саду, да и к детскому саду вообще. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях и зависит оттого, насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуи­тивно или осознанно) при создании окружающей среды естествен­ную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образ­цом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Мон­тессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня "внутреннего порядка" (порядка в мыслях, поступках и т.п.).

В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запу­щенность и т.д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в Мон­тессори-группу необходимо пройти курс индивидуальной Монтессо­ри-терапии, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду. С помощью специальных методов Монтессори-терапевту удается мак­симально использовать "излет" уже прошедшего сензитивного пери­ода.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Этот период в развитии ребенка описан не только в работах Марии Монтессори, поэтому мы сделаем лишь несколько специальных замечаний.

Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возмож­ны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-ма­териал предоставляет оптимальную возможность для этого.

С помощью специальной методики работы с сенсорным Монтес­сори-материалом развивается также «стереогностическое чувство» (термин Марии Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущ­ность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того

или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос, в принципе, есть два ответа. Первый предполага­ет создание теоретической модели на основе среднестатистических, данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети - разные.

Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду. Речь идет о так называемой "свободной работе" детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познаватель­ную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выби­рать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок мо­жет сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его ак­туального развития и наметить перспективы работы в зоне его бли­жайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с со­ответствующим дидактическим материалом.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заме­тить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собст­венного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного отреагирования инте­реса к мелким предметам. Например, с помощью специальных уп­ражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предме­тов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на состав­ные части, но и синтеза из этих частей целого).

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ ИДЕЙСТВИЙ

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка про­исходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного обра­за жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентриру­ет свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все бо­лее и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и вырази­тельности движений.

Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он

обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Другой пример - вторая ступень трехступенчатого урока по рас­ширению словарного запаса, когда ребенку даются различные пору­чения, учитывающие его потребность в движении.

Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может отреаги­ровать в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит Мария Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под­ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизво­дит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культур­ным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их приме­нять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, по­прощаться, попросить о помощи и т.д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражне­ния в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензи­тивный период своего развития.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтомуособую роль в отслеживании хода развития ребенка играет ис­кусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д.

"Подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусст­венным, а создают оптимальные условия для естественного хода раз­вития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.

Статья написана на основе теоретических разработок AMI-Монтессори-тренера, г-жи Зольцбахер (США).

Редактор статьи:Вера Берёзова

адрес статьи ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Mona   

Gwen теоретически это звучит умно и красиво. Но на Западе эта система с треском провалилась. В детском садике по этой системе ещё можно с детьми работать - что бы ты хотел сегодня делать - кружочки вырезать или учить английские слова? Смысл - побуждать ребёнка самого выбирать занятие с тем, чтобы он с желанием продуктивно занимался. Таких детей мало.

В школе в начальных классах уже начинается проблематика. Потому что дети уже там, класса с 3-его начинают хитрить и хотят добровольно вообще лучше ничего не делать. И когда к ним подходит преподаватель - этакий хиппи, группи или голубой и пытается ему добровольно навязать - математику или язык - ребёнок сам должен учиться составлять план и учиться - при АНТИавторитартном преподавателе, который сам на мой взгляд уже калека (простите), то после 4-го класса, когда ребёнок меняет школу, он пропустил больше, чем выучил, не научился работать и мало способен к дальнейшей учёбе. Но допустим, у вас умный малыш, и он даже смог попасть в гимназию. В чем заключается там эта система - дети сидят в полутёмном коридоре на полу но подстилке и пытаются что-то по ими самими составленной теме состряпать типа реферата...

Сами европейские педагогм признали, что прежде чем вводить эту систему, надо было вначале соответственно обучить педагогов, а не набирать из публики желающих неудачников.

Не все то хорошо, что новое. Надо комбинировать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А я недавно была на семинаре по раннему развитию, и там прозвучала такая тема, что никакой системы Монтессори нет, что всё это миф. Я с этим согласна. Более того, считаю, что нецелесообразно водить детей в подобные кружки - социальной адаптации у детей там не происходит, а всё, чем дети там занимаются, можно совершенно спокойненько и бесплатно делать с ребёнком дома! Более того, ни одного учителя ребёнок не воспримет так же, как мать (отца).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Gwen   

Mona, ТоХ'ина,

Меня вот как-то настроаживает близкое к глобальному отторжение любых развивающих методик у нас в городе. Но речь не об этом.

Методика Марии Монтессори предназначена совсем не для школьного возраста, а именно для детсадовского воспитания.

Применять ее для обучения школьного - дилетантство.

К тому же изначально цели у нее были совсем другие.

У нее есть свои недостатки, ее строгость меня слегка коробит, но это не значит, что из этой системы (как и из других) нельзя извлечь полезное для себя и своего малыша.

Меня удивляет другое - почему с неприятием методики как принципа образования детей (школьного ли, дошкольного возраста) необходимо отбрасывать и все то полезное, что есть в этой методике?

Занятия по равитию моторики, цветовосприятия, речи, воображения, памяти, мышления, сенсорных способностей - это все на самом деле замечательные вещи. Да и обучение детишек маленьких - это все же требует не только любви, но и образования, знаний определенных, опыта.

Почему такое резкое отторжение? "Нам это не надо, и вообще это миф!"

почему такое доверие одному-единственному семинару? суждение о всех плюсах и минусах этой методики по опыту применения его " в темном коридоре на коврике"?

неужели не интересно узнать, что полезного можно извлечь из этих методик? обсудить, поделиться своими наблюдениями - без категоричных оценок "это плохо и ненужно"?

Я действительно этого понять не могу.

Насчет социально адаптации опять же - а чем эти кружки отличаются от детского садика, кроме продолжительности пребывания и интенсивности занятий?

Мне у Монтессори нравятся те самые методики, многие игрушки, производимые сейчас - делаются "по мотивам" ее исследований. Детская мебель в наших детских садах - это тоже влияние этой методики.

С ребенком можно ведь вообще не заниматься. В детском саду он научится ходить на горшок и есть ложкой. В школе - читать и писать. так или иначе научится говорить, в случае чего можно сводить к логопеду.

как результат - вместо того, чтобы еще одной школе бороться за звание гимназии или лицея, у нас за звание лицея борются две школы _между собой_. вместо того, чтобы налаживать контакты с московскими вузами и организовывать здесь филиалы - в свое время выживали второй вуз по принципу "для нашего города и одного достаточно"

мамочки! я ж не толкаю всех "строем в монтессори". но почему бы не допустить, что это - не только имеет право на существование, но еще и может быть полезным.

у нас в городе единственный центр детского творчества - и тот у черта на куличках, и с трех лет только, и только в субботу

у нас маме с ребенком года - двух некуда пойти - только в лес на прогулку, на площадку перед домом (которых нормальных штук пять на город) и в детский сад.

у нас в городе нет ничего для маленьких детей. а мне слышится сейчас "и не нужно"

ну неужели это так?

крик души, блин....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Mona   

Да нет, я не отторгаю вовсе. Я как раз согласна, что надо взять для себя самое лучшее. А выше лишь поделилась личным опытом из применения опыта в школах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Evgen   

Чудно право ...

Не хочу никого обижать ... но это у Вас от ума ... - системы всякие ... и прочая ересь.

Детей воспитывают .......... сердцем и личным примером ... вот Вам и вся система ...........!!!! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Gwen, я не против рутаннего развития!

Просто мне кажется, что система Монтессори - это слишком громко сказано - на мой взгляд, она не создала ничего нового! - просто соеденила всё то, что было до неё. Пример: русские матрёшки! - пожалуйста тебе, и втыкалки, и совмещалки, и большое-маленькое, и внутри - снаружи, и мелкая моторика, и вместимость!!! Я, как раз, много читала о Монтессори, но я не считаю её гением! Вот и всё.

И ещё, я сторонник того, что детей надо воспитывать, играя с ними, а Монтессори, всё-таки, предлагает больше наблюдать за детьми.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Gwen   

Mona, на мой взгляд, применять в школе систему, разработанную для дошкольного развития (не обучения!) детей - это от большого желания выпендриться

А вот если бы у нас был детский садик, занимающийся с учетом этой системы, мы бы постарались туда попасть.

ТоХ'ина, до нее было очень мало. Русские матрешки - вообще-то изобретение голландцев :)

Посмотрите сейчас на детские "развивающие" игрушки в магазинах - они все, действиетльно все используют наработки этой системы. И детям, кстати, нравится :)

И ещё, я сторонник того, что детей надо воспитывать, играя с ними, а Монтессори, всё-таки, предлагает больше наблюдать за детьми.

- вот с этим полностью согласна

Детей воспитывают .......... сердцем и личным примером ... вот Вам и вся система ...........!!!!

дело, конечно, хорошее... тут намедни дочка научилась работать на компьютере... теперь не оторвешь

доче год и три... колотит по клавишам прямо как мама

муж увидел - долго хохотал (она еще и мышкой пользуется - со стороны выглядит совершенно обалденно :))

это я о личном примере

но мелкую моторику ту же личным примером не разовьешь. если родители не музыкальны, то и музыкальный слух у ребенка - тоже будет плохо развит.

да и не настолько я самоуверена, чтобы считать, что я идеальный родитель ;) и мой пример - лучшее, что может принять ребенок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Evgen   

Gwen, Вы для своего малыша самая лучшая ... так уж постарайтесь соответствовать ...

Мы вот о детях все думаем и забываем о том что они то думают о нас ...

И потом .... развивая в ребенке что либо ... мы уверенны что развиваем то самое нужное?

Не лучше ли дать самому дитю сделать выбор ... Пускай даже слабо осмысленный?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Mona   

Montessori-Gymnasium, Hauptschule, Grundschule есть. Так что система работает не только для дошкольников. Но по опыту людей, самих учившихся там - сплошное недоразумение.

Не знаю. Насколько я слышала, вся эта методика современная не выдерживает никакой критики. Те же, кто её внедряет, отправляет своих детей учиться в консервативные английские школы с раздельным обучением и телесным наказанием.

Евген - Вы правы, но мы же хотим детям ещё больше, ещё лучше...не знаю, как потом получится :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Gwen   
Не лучше ли дать самому дитю сделать выбор

вот это как раз и есть система Монтессори ;) против которой публика выступает

Мона, думаю, это уже извраты. Как тесты по IQ в качестве основания для поступления в вузы. У нас (и не только у нас, судя по всему, в германии тоже) часто так - вначале доведут до абсурда, а потом показывают на этом абсурде " ну вы же видите, что сама по себе идея ни на что не годится"... принцип круто пересоленой каши... в качестве доказательства, что соль добавлять не надо вообще... да и каша вредна...

в английских школах строгость внешняя компенсируется свободой внутренней. у нас так не получится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хочу обучить ребенка нормально читать, по буквам, но нашла три точки зрения, собрала книжки всякие, и одолели меня сомнения… Чем меньше знаешь – крепче спишь.

1. Так, Мария Монтессори (1970 – 1952), итальянский педагог, считала, что от года до двух к ребенку подступиться невозможно, все, что она пишет, очень устарело, цитирую: «В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно. И действительно, для детей этого возраста не существует учебных заведений». «На второй фазе – от трех до шести лет – тип остается прежним, но ребенок уже может подвергаться некоторому воздействию». М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому. Разум ребенка, раздел "Периоды роста». М., 1952 - 2000.- с. 94.

2. Глен Доман (США) – категорически против освоения букв, что совершенно непонятно, потому что уже всем известно, что дети легко осваивают буквы в два года. Он требует только запоминать целые книжки:

«Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному." … «Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." Дошкольное обучение ребенка, М., 1996 г., с. 114. Это ж какое количество карточек со словами нужно изготовить?! : - (

3. Павел Тюленев (Центр раннего развития и образования, 419-01-06) с 1995 года утверждает, что можно начинать учить читать ребенка одного – двух лет, и не только читать: «Установлено, что при нормальных условиях развития ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ ребенок может начинать практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни. В качестве доказательства мы приводим здесь, например, один из листов-результатов САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ тренировки (игре) ребенка в возрасте 1 год 11 месяцев на электрической пишущей машинке. … Приводимый текст показывает, что вполне доступен и счет: мы, применяя простой способ, сдвигаем ранее признаваемую педагогами границу усвоения счета на несколько лет, в возраст 1,5 – 2 года» На вопрос, когда он научился читать: «Я всегда читал!» - отвечает двухлетний ребенок, Человек Развитый». В книге: П.В. Тюленев, Читать – раньше, чем ходить. Глава 3, Создайте наиболее эффективную развивающую среду вашему малышу! М., 1995. с. 43.

Эта методика удивляет своими результатами. Судя по видеосюжетам по ТВ, утверждается, что дети становятся феномедально одаренными во многих видах творчества. Кто знает, возможно ли такое? У них, я слышала, компьютер начинают использовать раньше всех, например, для музыкального развития и освоения языков.. : - ) В принципе, это мне подходит – чтоб не приглашать учителя ин. языка.

4. Борис Никитин говорит: помни о НУВЭРС! Начинать нужно как можно раньше, своевременно. «Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений и размышлений, исследований. Итогом этой работы была «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» (сб. «Социологические и экономические проблемы образования», Новосибирск, «Наука», 1969, с. 78-124). В ней впервые появилось новое слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит в человеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. … «каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности». Л. и Б. Никитины. Мы и наши дети. 1988 г. Владивосток, с.114. Надо понимать, что своевременное начало по Никитину – это значит, раннее. Но он конкретно не говорит, когда именно нужно начинать обучать чтению. Хотя его дети, обучаясь по буквам, начали читать самое раннее - в 3,5 года. Это было в 60-е годы фантастикой, считалось бредом - никто даже слышать не желал. С тех пор много воды утекло. Но меня интересует еще раньше, и что у кого получилось? Кто нибудь пробовал физическое развитие и закаливание по-Никитину и Скрипалеву?&

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Strekoza   

Ой, мамочки, а зачем же так все усложнять??? :o

Мы сами росли и без Монтессори, а читать все-таки научились! И не такие уж прям дураки выросли!...

Что-то я задумалась, может, я, конечно не современная продвинутая мамочка, но своего дитя обучаю по своему усмотрению только в игровой форме, главное, чтоб ему нравилось... И это скорей не занятия с целью повысить интеллект, а общение с любимым ребенком и полезное совместное времяпровождение... :D:hello:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Gwen   

темы объединяю

nasty200671, есть еще методика обучения чтению Зайцева

чуть позже постараюсь отписаться по теме

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В нашем ДК МИР есть школа обучения детей ведет Валентина Георгиевна. Учит детей читать и писать с 2-х лет в октябре начинают заниматься в декабре - январе начинают читать по слогам. Очень доступно по цене и по простоте занятий. Заняти проводятся в огровой форме 2 раза в неделю. За время занятия ребенок не устает. Очень советую. Что самое главное группы детей по 4-5 детишек, и к каждому ребенку инд. подход.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
Яндекс.Метрика
© 2001-2016, Лыткарино Online - городской информационно-развлекательный портал, 18+
Контакты | Реклама на сайте
При любом копировании материалов сайта гиперссылка на источник обязательна.