Перейти к содержанию
  • Реклама

  • Социальные сети



    Новости сайта Лыткарино Online
    на главной странице Яндекса
    добавить на Яндекс
Авторизация  
Gwen

Пестовальная гимнастика для малышей

Рекомендуемые сообщения

Gwen   

чистый плагиат, к сожалению, не помню, откуда скопированный

но очень полезная информация

Пестовальная гимнастика

Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.

Автор : Ж.В. Цареградская / Дата : 09-12-2005 05:46

Пестовальная гимнастика

Психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская

.

Часть пестушек взята с сайта ссылка

Потягунюшки-порастунушки!

Пестовальная гимнастика поможет малышу быстрее развиваться

Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребенок осознает себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.

У новорожденного ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Это его крайне смущает: малыш очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу.

В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств. Негативные телесные вспоминания в дальнейшем могут привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам.

Только что появившийся на свет младенец не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом начинается со рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глазки и носик. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть ручки, а к трем месяцам он научится ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок откроет, что у него есть лоб, темя и спина — это происходит обычно к 8 — 12 месяцам жизни.

Главный учитель — мама!

Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего ребенка, целует его. В старину русские женщины изобрели пестовальную гимнастику для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.

Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.

Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «Тушки-тутушки» — не раньше, чем малыш начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте. Например, из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускаться вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее с третьей попытки.

Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с ребенком сопровождаются короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая дитенка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена также на психоэмоциональное и речевое развитие ребеночка.

В помощь молодым мамам мы и приводим некоторые упражнения, которые на

Руси испокон веку являлись неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком.

Упражнения для малыша от 0 до 40 дней

В период от 0 до 40 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идет адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания. Малыш, которого в этот момент совершенно не интересует окружающий мир, нуждается только в тесном контакте с мамой и постоянном сосании.

Поэтому в этот период мама должна обеспечить ребеночку практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Необходимо помочь младенцу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности. Для этого мама делает: Поглаживания и ощупывания. Нежно гладим все тельце малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

Нежно поглаживаем малыша от головы до пяточек

***

Хорошеньким — хорошок.

Пригоженъким — пригожок.

Стройненьким — стройнячок,

А родненьким — родняшок.

***

Расти, Люба, выше,

До хором, до крыши.

Расти, не балуй,

Маму с папой жалуй.

Расти с брус толщины

Да с дом вышины.

Упражнения для малыша от 40 дней до 3-х месяцев

Рекомендуется приступать к непосредственным занятиям гимнастикой не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До этого возраста малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.

Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен (обычно это бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения). Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.

Потягунушки

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.

Потягунушки-порастунушки!

Потягунушки-порастунушки!

А в ножки — ходунушки,

А в ручки — хватунюшки,

Поперек — толстунюшки,

А в ушки — слышунюшки,

А в глазки — глядунюшки,

А носику — сопунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок!

Массаж ножки

Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Легонько поколачиваем по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок!

Подай бабка башмачок.

Не подашь башмачка —

Не подкуем каблучка.

***

Сидит белка на тележке, (круговыми движениями гладим пяточку)

Раздает она орешки

Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики, начиная с большого)

Заиньке усатому -

Лисичке-сестричке —

воробью — синичке

Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки стопы)

кому в платок,

кому в лапочку

Упражнения для рук

Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.

Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.

И батюшке — сажень,

И матушке — сажень,

И бабушке — сажень,

(далее перечисляют несколько родственников),

А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга!

(или «а нашей девочке …»)

На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то лучше его отложить до 3-х месяцев.

«Бокс»

Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):

Тяни холсты,

Холсты просты,

Тяни, тяни, потягивай,

Поперек, поперек, перекладывай

Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.

Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю,

Ловись, ловись, рыбка,

Маленькая и большая

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

Массаж спинки. Поглаживание

Цель: дать ощутить малышу свою спинку, активизировать кровообращение. Нежно гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5-7 раз). При этом приговариваем:

Идет бай по стене,

Несет лапти на спине,

Детенкам по избенкам,

Дарит по лаптенкам…

***

Папа-ёж, папа-ёж,

ты нам спинку не потрёшь?

Массаж животика***

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)

Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),

Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)

Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)

Улетели (поглаживаем малыша)

Упражнения для малыша от 3 до 8 месяцев

«Вьюшки»

Цель: совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

***

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулачки друг вокруг друга,)

Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек)

А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);

Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)

Упражнения делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.

«Тушки»

Тушки-татушки,

испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),

На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок —

Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

Массаж спины

***

Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами ладоней)

Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками пальцев)

Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами)

Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)

Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения ладонями)

***

Били лён, били (стучим кулачками по спине)

Топили, топили (растираем ладонями).

Колотили, колотили (похлопываем).

Мяли, мяли (разминаем пальцами)

Трепали, трепали (трясём за плечи)

Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)

На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

***

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)

Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)

Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)

Стул, (стул — щепотью)

Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке,

Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Дзинь-точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Сложил,

Отправил. («ложим письмо» за шиворот)

Упражнения для малыша с 8 до 12 месяцев

Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.

«Ладушки»

Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» — это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.

Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

Бражку.

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели.

Полетели, полетели,

Полетели, полетели,

На головушку сели.

При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.

Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно

***

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

***

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

***

(загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаются)

***

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)

- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

***

Ивану-большому — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

***

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

***

Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

***

(водим пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

(загибаем пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил

- Зачем воду не носил!

Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама,

а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка.

«Коза рогатая»

Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.

Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша).

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Забодает, забодает, забодает

На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.

«Три колодца»

Это, пожалуй, самая забытая из "лечебных игр". Игра строится на "легочном меридиане" - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы...

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких"

- Здесь вода горячая...

- А тут кипяток-кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

В простудную погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа

Покачивания

Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает.

Поехали, поехали

До дедушки с орехами,

До бабушки с орехами

Поехали, поехали (и т.д., меняя порядок строчек).

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом... в ямку!

Бух!

(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)

Поехали, поехали

С орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприприскочку

По кочкам, по кочкам —

Бултых в ямку!

Поехали, поехали

За грибами, за орехами.

Приехали, приехали

С грибами, с орехами.

В ямку бух!

***

Едем- едем на лошадке

По дорожке гладкой- гладкой.

В гости нас звала принцесса

Кушать пудинг сладкий.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго…

Как собачки говорят? Гав-гав!

Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.

(Два котенка – мяу-мяу!

Две собачки – гав-гав!

Два утенка – кря-кря!

Два цыпленка – пи-пи-пи!

Два теленка – Му! Му!

Две овечки – Бее! Бее!

Два козленка – Мее! Мее!

Две лягушки – ква-ква! )

(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)

Поехали с орехами

На бочке, на бочке

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высокую горку,

В ямку бух!

(покачиваем малыша из стороны в сторону)

Пришел медведь к броду,

(приподнимаем)

Влез на колоду,

(роняем между коленями)

Бултых в воду!

(подкидываем на коленках)

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис!

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

(приподнимаем)

Встал на колоду…

(роняем)

Бултых в воду!

Можно менять животных

(Летел журавль, сел на колоду...

Летел ворон, сел на колоду...)

Вместо заключения

У новорожденного малыша еще нет собственной моторной активности, а его мышцы не готовы активно откликаться на внешние воздействия. Именно по этой причине профессиональный массаж делать малышу до того момента, пока он не начнет пытаться ползать, что происходит примерно в 6 месяцев, не только бессмысленно, но и травматично.

Если ребенок имеет проблемы со здоровьем и ему показан профессиональный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Таким образом, сочетание лечебного массажа и гимнастики, во-первых, даст лучшие результаты, а во-вторых, сделают профессиональные занятия менее стрессовыми для малыша.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Poli   

Просто даже удивительно, что на этом форуме появились такеи темы - приятно удивлена!

А взято это скорее всего вот отсюда - тут много и другой полезной информации:

ссылка

Gwen - мой большой респект! :hello:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

Авторизация  

×
Яндекс.Метрика
© 2001-2016, Лыткарино Online - городской информационно-развлекательный портал, 18+
Контакты | Реклама на сайте
При любом копировании материалов сайта гиперссылка на источник обязательна.