Городской информационно-развлекательный портал города Лыткарино Московской области
  РЕГИСТРАЦИЯ
Забыли пароль?

Цикл публикаций «Ожившие истории». Рождение волокна для прядения на Руси

В фондах Лыткаринского историко-краеведческого музея хранятся предметы русского быта начала ХХ века: валек, льномялка, щетки и гребни для чесания льняного волокна, конопли или шерсти. В прежние времена всю одежду крестьяне делали вручную дома. Ее так и называл домотканная. Но прежде чем изготовить ткань, нужно было сначала спрясть нить, а потом соткать из нее полотно. Основным материалом для прядения и ткачества на Руси были лен и шерсть.

Уникальные свойства льна-долгунца сделали его одной из самых популярных культур для создании из него ткани. Лен надо было сначала вырастить и обработать. (фото 2) Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов.

«Лен две недели цветет, четыре—спеет, на седьмую—семя летит». Лен собирали в середине августа- начале сентября, после образования луба. Его жали вручную, вырывая с корнем. Процесс этот назывался тереблением. Обработка льна считалась сугубо женским занятием.

Женщины «брали», т.е. дергали созревший лен, вязали в снопики и ставили сушить в поле. Из подсохших снопиков нужно было выколотить льняное семя. В поле для этого расчищали небольшую площадку — ток. Цель обмолота заключалась в срывании и раздавливании головок льна. Орудиями молотьбы служили специальные деревянные, слегка изогнутые палки «бито», «било», «лапы» , «колотилки» или деревянные бруски с ручкой— «вальки», которыми также пользовались и при стирке белья на реке. (фото 3)

Процесс обмолота «вальками» иначе называли «пугать лен». Орудием для срезания головок была коса. Результат обмолота: семена, предназначенные для посева и выжимки льняного масла, и стебли, идущие на изготовление волокна. Почти 30% от стебля составляло волокно, ценящееся рукодельницами. Семя шло на посев будущего года или на маслобойни, для изготовления растительного масла. Подсолнечник для этого начали использовать только в первой трети ХIХ века.

После обмолота снопики замачивали в небольшой речке или специально выкопанной яме с водой, придавив камнями. (фото 4)

От качества и свойств воды зависел цвет ткани, поэтому вода требовалась чистая и мягкая. Из льна, вымоченного в озерах, ткань получалась белой. Если лен мочили в реке, предугадать цвет ткани было сложно. Ткань могла приобрести желтоватый оттенок. В реках вымачивали подмороженный лен, чтобы скрыть красноту. Ткань, полученная из льна, который вымачивали в слишком холодной воде, могла приобрести синеватый оттенок. Важно было точно выдержать и время вымачивания. Если стебли передержать – ткань становилась менее прочной. Мочение продолжалось от 4-7 дней до нескольких недель. Постепенно деревянистые части стебля сгнивали и отделялись от внутреннего волокна.

Потом лен расстилали на лугу и сушили 15-20 дней, а иногда и 6 недель, в зависимости от погоды. Некоторые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знали, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань.

Далее высушенный лен вязали в пучки и свозили на двор или гумно — специальное место для хранения и обработки урожая. После вымочки и сушки древесина стебля становилась хрупкой и ломкой, а волокно оставалось гибким.

Высушенный лен мяли для размалывания жесткой коры и отделения ее от волокна «мялками» или «мялицами». Они были двух видов: наклонные корневые — «копань», из цельного дерева (более древние ) и горизонтальные из составных частей. (фото 5)

В нашем музее представлена горизонтальная деревянная льномялка начала ХХ века, состоящая из двух частей. Детали мялок имели свои названия: верхняя часть «хлупец», «нахлупень», низ – «щечки», «ребра». В результате мятья получали около 20% волокна, подвергаемого дальнейшей обработке и «кострики» — около 80 %.

Затем отделяли кострику от волокна – лен «трепали» , т.е. часто били «трепалом», дощечкой с ручкой, напоминающей широкий короткий меч. (фото 6) При этом деревянные части стебля — «кострика» выбивалась из пучка, а в руках у мастерицы оставался пучок волокон. Результатом трепания было «отрепье» (17%) и волокно (83%). «Отрепье» – грубое волокно— шло на суровую нить, из которой ткали мешковину. Волокно шло в дальнейшую обработку.

Затем шел процесс чесания, при котором происходила сортировка волокна по сортам и расположение отдельных волокон в одном направлении, необходимом для прядения. (фото 7) Орудиями для чесания льна служили « щетки», «чески» и «гребни». Щетки делались из свиной щетины, скрепленной сосновой смолой, шкуры ежиков или гвоздиков, вбитых в дощечку. Гребни для расчесывания льна были деревянные, лопатообразной формы с нарезными зубьями. Волокно чесали два, а то и три раза, чтобы вычесать остатки кострицы и оборванные перепутанные волокна.

В результате получали пучки тончайших длинных волокон трех видов:
1. «кужель» — длинное, высшего сорта волокно;
2. «верховина» — волокно, оставшееся на щетке после первого чесания;
3. «пачесы», «исподница» —волокно, оставшееся на щетке после второго очеса;

Все три сорта волокна давали хорошие нитки, пригодные для тканья полотна— «холста». Самое лучшее, тонкое и прочное полотно получалось из «кужели». Из «пачесы» ткалось тонкое мягкое полотно, идущее в основном на скатерти и полотенца. «Верховица» шла на более грубое полотно, из которого шилась рабочая одежда.

В процессе чесания подготавливалось волокно для прядения— «кудель» и этим заканчивалась подготовка льна к прядению.

Надо сказать, что при обработке и подготовке льна почти все части льняного стебля шли в дело. Льняной паклей утепляли дома, льняное масло использовали в пищу и наливали в светильники, из остатков пряжи делали тряпичные куклы для детей.(фото 8)

Конопля-«плосконь» подвергалась той же обработке, что и лен, за исключением молотьбы. Шерсть при подготовке к прядению проходила меньшее количество этапов обработки: стрижка овец, «битье» рыхление шерсти, «чесание».

Предметы старины , рассказ о которых написан выше , вы можете увидеть на нашей этнографической выставке «Мир русской деревни» .

Источник: Лыткаринский историко-краеведческий музей




15 июня 2022 4805 0




Комментарии
Комментариев пока нет.


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь.
сайт города лыткарино

Директ

НовостиО городеОбъявленияНедвижимостьСправкаПолезное
Новости города Лыткарино Московской области
Новости Лыткаринских компаний
Форум "Наш город"
Добавить новость
Городская афиша
Афиша кинотеатра в Весне
Карта города Лыткарино
Расписание автобусов
Люди в розыске
Резюме
Вакансии
Услуги
Куплю/продам
Электроника
Авто, мото, запчасти
Детские товары
Добавить объявление
Квартиры, комнаты
Коттеджи, дачи
Земля
Коммерческая недвижимость
Гаражи, подвалы
Добавить объявление
Коммунальные службы
Образование
Магазины
Услуги
Ремонт
Наука и производство
Медицина
Деловая сфера, бизнес
Культура и досуг
Администрация и ЖКХ
Мониторинг пробок
Адреса Лыткарино

Лыткарино Online - городской информационно-развлекательный портал, 18+
Контакты | Реклама на сайте
При любом копировании материалов сайта гиперссылка на источник обязательна.