А музей в имении «Лыткарино» все-таки был!Из воспоминаний жителя деревни Лыткарино А.В.Кузнецова: «В белом доме, принадлежавшем до революции княжне М.А.Чернышевой, с 1918 по 1924 год был музей исторических вещей. Это, главным образом была посуда фарфоровая, керамическая, бронзовая. Были там также многочисленные бронзовые статуэтки, хрустальные и металлические кубки и прочее». Подтверждает существование музея и С.В.Курбесов: «После революции в усадьбе был музей. Экспонатами было имущество княжны. Заведовала музеем Клара Эдуардовна Голуб». Вспоминает, что был в музее, и И.М.Кораблев: «Люди приходили, смотрели оставшиеся вещи, получали от этого эстетическое удовольствие…».
Может ли быть правдой то, чтобы в первые послереволюционные годы в Лыткарине существовал музей, ведь только значимые усадьбы музеефици-ровались? В Московском архиве нашим сотрудником обнаружены интереснейшие документы, которые доподлинно подтверждают эту информацию. Несколько описей предметов, хранящихся в усадебном сарае, были составлены инструкторами Московской комиссии по охране памятников искусства и старины 28 октября 1919 года, где наряду с хозяйственными предметами перечислена и мебель. Несколько позже, уже в 1920 году, неким товарищем Бойковым (или Бойко?) были внесены другими чернилами пометки в эти документы, а именно - новое местонахождение некоторых предметов. Например, борона - украдена; сани, упряжь, седелка, узда находятся у Башилова; кресла мягкие - у учительницы и жильцов; сундуки 7 шт. (из них 3 заперты) - взяты музеем (!); шкафы 2 шт. - один занят учительницей; ширма (комплект) -у учительницы; 3000 шт. кирпича по распоряжению тов. Грибанова отданы крестьянам.
15 сентября 1920 года музеем были вскрыты запертые сундуки и составлен акт. В сундуках находилось 56 предметов, видимо, принадлежавших лично М.А.Чернышевой. Это японские веера, атласные туфли, иконы, фотографии, серебряные стаканчики, полочки для книг (настольные), книга на французском языке, письменные принадлежности, бронзовые статуэтки, домино в коробке, декоративные коврики, подушки и другие предметы. Акт подписан инструкторами Комиссии, комендантом музея К.Голуб и сторожем музея Перфильевым.
Вот это да! Да ведь Н.Н.Перфильев был управляющим имением у княжны Чернышевой, ее доверенным лицом. Могло ли такое быть? Наведя справки в специальной литературе, узнали следующую информацию.
В начале 1920-х годов, как правило, должности заведующих музеями занимали люди образованные. Нередко музеями-усадьбами заведовали потомки или близкие знакомые прежних владельцев. Это не приветствовалось, но было в порядке вещей – в типовых анкетах и отчетах музеев тех лет существовала особая графа – «связь с бывшими владельцами».
Комиссия Московской рабоче-крестьянской инспекции после проверки музеев отмечает: «Их присутствие даже приносит пользу музею, их знакомство с обстановкой комнат и прошлым усадьбы дает возможность восстановить старый быт не только помещиков, но и дворовых».
Итак, сторожем музея имения «Лыткари-но» стал бывший управляющий, а кто же была К.Э.Голуб – случайно назначенный человек или у нее тоже имелась «связь с бывшими владельцами»? Представьте наше удивление, когда в списке русских захоронений на кладбище Те-стаччо в Риме (там же, где похоронена светлейшая княжна М.А.Чернышева) было обнаружено имя – Мария Эдуардовна Голуб (Клара Мия) – (1873-1957). Очень похоже, что и у коменданта нашего музея связь с Чернышевой была, но это уже тема отдельного исследования. Вернемся к музею в имении «Лыткарино».
На хранение богатств не хватило денегК сожалению, с середины 1920-х годов музейная политика советского государства меняется. Не хватает денег на содержание музеев-усадеб. Музеи стараются заработать средства всеми возможными способами: помимо введенной входной платы сдают комнаты на лето дачникам, а покосы – местным крестьянам.
В 1926 году ряд музеев передается в ведение Московского отдела народного образования (МОНО). Но, несмотря на отчаянные попытки руководителей музеев-усадеб приспособиться к требованиям времени, к концу 1920-х годов из-за недостатка финансирования большинство подмосковных музеев было закрыто.
Примерно в это же время, скорее всего, музей был закрыт и у нас в Лыткарине, а в его помещениях разместилась 25-я Лесная школа МОНО. Коллекция раритетных вещей семьи Чернышевых начинает постепенно вывозиться из усадьбы.
Цитата из описи музейного имущества, вывезенного 12 января 1927 года из 25-й Лесной школы села Лыткарино, бывшего имения Чернышевой: «Опись картин по стенам в доме Чернышева – семейный портрет графини Е.А. Зотовой с дочерьми Натальей и Елизаветой, портрет князя Куракина, … 2 портрета. Иван Никитич Зотов и Маргарита Францевна Зотова, … портрет А.И. Чернышева, …портрет Чернышевой…». В описи перечислены портреты семьи Чернышевых-Зотовых, их родственников, портреты неизвестных (видимо, они просто были не подписаны), а также в списке числятся иконы, мебель, зеркала и множество книг на иностранных языках.
21 января того же 1927 года читаем доклад к отчету о поездке в село Лыткарино старшего инспектора музейного отдела МОНО С.Г.Макеева: «Согласно ранее составленного списка музейного имущества мною были 12/I – 27г. предметы не все, ввиду протеста заведующей школой, на хранении которой вещи по описи находились. Заведующая Прокуронова лично мне заявила, что вещи – зеркала, шкафы и комоды красного дерева – якобы являются имуществом хозчасти. Документов же на это не предъявлено. Означенные вещи, по-моему, должны быть вывезены музейному фонду. Привезенное же имущество требует для разборки его специальной комиссии художника, искусствоведа и специалиста по книжному делу (вывезенная библиотека вся иностранная).
Все имущество помещено временно в музее Рогожского кладбища, и в ближайшее время необходимо перевезти в помещение музейного фонда (Донской монастырь)».
Видимо, после доклада С.Г.Макеева из усадьбы «Лыткарино» в скором времени, а именно 24 февраля 1927 года, в музейный фонд было изъято еще пятнадцать предметов мебели из дерева ценных пород: карельской березы, дуба, ореха, красного и черного дерева.
Таким образом, обширная коллекция усадьбы Чернышевых была значительно утрачена, разошлась по учреждениям и частным лицам и до нашего времени дошла в незначительном количестве.
Вывезти проще – вернуть сложнееСовременный городской музей, вновь образованный в Лыткарине спустя 50 лет после закрытия музея дворянского быта, располагает лишь небольшим количеством подлинных усадебных предметов. Эти ценные для нас раритеты были переданы музею старожилами деревни Лыткарино, потомками первых учительниц, бывшими жильцами «красного дома» (людской).
Сотрудники музея ведут поиск вывезенных из усадьбы предметов в собраниях других музеев и галерей, пишут запросы, изучают архивные документы. Цель работы – вернуть в восстановленный усадебный дом сохранившиеся ценности (хотя бы в виде копий), вернуть лыткаринцам островок красоты и гордости за малую родину.
Поисково-исследовательская работа уже приносит некоторые плоды. Удается постепенно приоткрыть завесу забвения. Например, сейчас мы можем с уверенностью сказать следующее.
На протяжении более чем двух веков обустраивалась лыткаринская усадьба, наполнялась художественными произведениями, предметами интерьера и быта, отражавшими особенности уклада русского человека и вкуса ее хозяев. В ее интерьерах располагалась достаточно большая портретная галерея представителей семьи Зотовых-Чернышевых, их родственников, лиц, принадлежащих к еще более раннему поколению, сподвижников Петра I. Все комнаты усадебного дома были обставлены изящной мебелью, собиралась великолепная библиотека не только на русском, но и на иностранных языках, коллекции фарфора, фаянса, стекла и другие. Очень дорогих изделий было, наверное, не так много. Ценность собрания заключалась в другом. Это была своего рода история в лицах. Предметы искусства, предметы быта позволяют точнее представить мир русского человека и почувствовать атмосферу жизни той поры.
Тем не менее, наряду с работами неизвестных художников, в усадьбе «Лыткарино» находились работы кисти знаменитых русских художников – Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, миниатюры М.И.Теребенева, а также некоторых выдающихся иностранных мастеров. Сегодня эти предметы украшают собрания Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, музея «Новый Иерусалим» в Истре. И остается надежда, что список найденных «потерь» еще не закончен.
Надежда ГОЛУБЕВА, ученый секретарь музея
Лыткаринские вести