Спектакль историко-литературного общества «Возвращение» показали школьникам Лыткарина 8 февраля в детской городской библиотеке. Старшеклассники гимназий № 1 и № 4 увидели постановку о жертвах политических репрессий. В частности, подлинные истории узниц ГУЛАГа.
Спектакль играют две актрисы – Ольга Непахарева и Елена Токмакова-Горбушина. Его премьера состоялась 16 ноября 2004 года в Центральном доме работников искусств в Москве. Он побывал в Норильске, Твери, Перми, Саратове, Кирове, Казани и Елабуге, Магадане, неоднократно в Санкт-Петербурге. Его посмотрели студенты Гарвардского университета и университетов Техаса и Калифорнии. И 8 февраля он впервые показан в Лыткарино.
Театр «Возвращение» создан при поддержке Московского историко-литературного общества «Возвращение» и ведет издательскую деятельность в области сохранения творческого наследия политзаключенных.
Автор сценария Ольга Непахарева задумала рассказать о жертвах сталинских репрессий, основываясь только на подлинном материале. Поэтому каждое звучащее со сцены слово принадлежит реальным людям – бывшим узницам тюрем и лагерей, попавшим в мясорубку 30-х годов: простым работницам, ученым, балеринам, монахиням, видным общественницам, членам партии и обычным воровкам-блатнячкам. Они сумели выжить и рассказать людям правду о пережитом: трудных дорогах и тех, с кем столкнула судьба.
В основу спектакля легли воспоминания Ольги Адамовой-Слиозберг «Путь», рассказы Ариадны Эфрон – дочери Марины Цветаевой, а также стихи Анны Барковой, Елены Владимировой, Нины Гаген-Торн, Светланы Шиловой, Татьяны Лещенко-Сухомлиной, Галины Воронской, Юли Панышевой.
Сотрудники библиотеки подготовили тематическую выставку, где собрали книги о тяжелой эпохе советского времени. На ней представлена одна из книг, вошедшая в основу спектакля, – «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург.
Звучали со сцены и песни, ведь некоторые стихотворения, написанные в лагерях, стали петь — они помогали выжить в нечеловеческих условиях, в которых оказались героини. Все они попали под колесо истории, и судьба каждой раскрывается перед зрителем в небольшом эпизоде на путях, «которые ни одна из них не выбирала».