Уже 25 лет в народном коллективе современного танца «Ирис» танцуют по-настоящему счастливые люди, влюбленные в танец во всем его многообразии направлений и жанров. Из года в год «Ирис» постепенно «расцветает» и становится еще прекраснее.
Где найти счастье? Взгляд человека, приходящего на занятия в «Ирис», часто падает на высказывания, расположенные на стенах у входа в уютный зал, такие как: «Вы не можете изменить мир, но вы можете научить его танцевать!», «Танец – это один из способов полноценно жить настоящим моментом!», «Тело может все! Надо только не мешать ему своими сомнениями, ограничениями, ленью». Читая их, начинаешь постигать философию этого коллектива и с троекратным воодушевлением отрабатываешь очередной танец.
В коллективе люди танцуют, получая при этом щедрую порцию счастья. В танец беззаветно влюбляются и дети, и их родители.
Талантливые педагогиВ народном коллективе современного танца «Ирис» работают профессионалы, творческие люди со страстной любовью к танцам и огромным желанием научить своих учеников всему, что умеют сами.
Наш корреспондент, занимающийся в этом прекрасном коллективе, побеседовала с Ириной Евгеньевной Семеновой, бессменным руководителем «Ириса», благодаря которой он существует в Лыткарино на протяжении 25 лет.
– Ирина Евгеньевна, как появился «Ирис», с чего все начиналось?– В 1991 году он назывался спортивно-танцевальный клуб «Родничок». История для тех времен сложилась достаточно банально: по основной специальности работы для меня, фактически, не было – по первому образованию я инженер-физик. Поскольку в институте я занималась танцами на факультете общественных профессий, отважилась открыть первую группу. Мы занимались бальными танцами – конкурсным танцем и немного сценическим. Позже, когда дети выросли, появились взрослые пары, которые выступали по B и C классам, и над этими взрослыми ребятами начали хихикать на конкурсах, когда их объявляли как спортивно-танцевальный клуб «Родничок».
Примерно через шесть лет после основания бального коллектива мы открыли группу эстрадного танца в ДК «Луч». Год мы существовали без названия, а потом появилась необходимость дать этому «ребенку» имя. Я подумала, что «Ирис» – это очень яркий, необычный и многообразный цветок, в рамках которого можно развивать разные вещи.
– Каким образом меняется жизнь человека, когда он начинает заниматься танцами?– Я всегда говорила, что танец – это окно в мир. Он дает возможность увидеть мир, показать себя, прикоснуться к чему-то новому.
Думаю, умение танцевать помогает быть в гармонии с собственным телом, недаром же при царской власти детей высших сословий всегда учили танцевать. Танец эмоционально окрашен: человек не только активен физически, но и развивается эмоционально, что очень важно. Я всегда стараюсь своим ученикам и педагогам говорить о том, что не надо танцевать, выполняя движения, как зарядку, – обязательно должно быть слияние с музыкой и настроение. Нам близка фраза: «Без техники ты не понятен, а без эмоций неинтересен».
Танец – это разговор, общение. Когда мы танцуем латино-соло, учим вариации перед зеркалом, а потом обязательно встаем в круг. Мы команда и разговариваем друг с другом на языке танца, стараясь передать разные состояния и настроения.
Я считаю, что танец делает человека свободнее и дает возможность выразить то, что ты чувствуешь, о чем думаешь. Во всяком случае, со старшими группами мы уже точно работаем, рассказывая о состояниях души. Номера, которые я делаю, обязательно созвучны исполнителям, именно сейчас работающим со мной. Мне это интересно.
– Что для вас значит танец?– Сказать «все», наверное, слишком громко, но это очень важная часть моей жизни. Вокруг этого крутятся мысли, это моя работа, это близкие друзья, большое количество единомышленников и еще больше людей, просто любящих заниматься танцами.
Я сама очень люблю танцевать и танцую с детьми: когда мы ездим на фестивали, бываем на мастер-классах, но у меня нет возможности подвигаться, поскольку я их снимаю или занимаюсь какими-то вопросами. Когда мы возвращаемся, я говорю детям: «А теперь научите меня!» Они меня учат, и нам при этом обоюдно хорошо. Мы на одной волне и говорим на одном языке. Для меня это очень важно.
– Расскажите о педагогах коллектива.– У нас блестящие педагоги! Дольше всех работает Ульяна Владимировна Жучкова, она начинала у нас танцевать, когда ей было десять лет. Достигнув определенных высот, она продолжила заниматься бальными танцами в Москве.
А потом она вернулась к нам в качестве педагога. У нее был детский ансамбль, который она вырастила. У Ульяны Владимировны своя атмосфера теплоты и душевности. Все ее дети очень похожи на нее по темпу, это дети ее скорости, они находятся с ней на одной волне. Наблюдая за ними, я иногда недоумеваю, как они могут так работать.
Ульяну Владимировну очень любят ее ученики всех возрастов.
В прошлом году к нам пришла Полина Кирилловна Моргунова, тоже наша выпускница. Вместе с Владом Кабалиным они пришли к нам из другого коллектива. Мне очень нравилось ставить с ними парные номера: мы делали поддержки, «лепили» образ, и они никогда ничего не боялись. Мы создавали танцы, отражая в них все, что хотелось выплеснуть душе, под ту музыку, которая мне нравилась.
Потом, когда Полина собралась поступать в Московский государственный институт культуры, она сказала: «Мне нужен номер для поступления». Я говорю ей, что у нее есть три-четыре готовых номера, но она захотела поставить новый. Мы его создавали в июне, а Влад тогда уже работал. Репетировать приходилось в восемь часов утра. Но они сделали номер, и Полина поступила на бюджетное отделение. Мы так гордились ее успехом! Я потом разговаривала с ее заведующей кафедрой, у которой она училась, Еленой Игоревной Бутылкиной, и она говорила: «Мы сомневались, видя, что Полина имеет не очень высокие спортивные результаты, но, когда взяли ее, мы настолько рады и счастливы, что она у нас учится! Полина, действительно, там, где она должна быть, это абсолютно ее место в жизни, ее профессия».
Когда Полина стала у нас преподавать, в первый год у нее сложилась такая фантастическая группа, казалось, к ней пришли все лучшие дети. В начале творческого пути ее ребята уже выступали в «Крокус-Сити Холле».
«Я так гордилась, когда на весь «Крокус-Сити» без конца объявляли коллектив «Ирис», и дети выходили получать свои награды», – рассказывала Полина.
Последние два года у нас работает Надежда Николаевна Сухова, педагог по растяжке и общей физической подготовке. Я вижу у детей хорошие результаты: они становятся более гибкими, свободными, поскольку растяжка, в первую очередь, нужна для свободы тела.
В младшей группе у нас работают два педагога – наши выпускницы Екатерина Юрьевна Ноздрачева и Ольга Юрьевна Фролова.
Они обе танцуют у нас в старших группах: Екатерина – бальный танец, а Ольга – и бальный, и эстрадный. Благодаря Олиным заботам, ее теплоте и организованности, у нас пришла в порядок костюмная база, а это всегда было неимоверно трудно. Оля, можно сказать, – добрый гений коллектива. Я очень надеюсь, что дам ей группу в следующем году, она очень душевный человек, обладающий большой организованностью и работоспособностью.
У Екатерины Юрьевны большая любовь к детям, она любит именно дошколят, а ведь на них нужно море терпения.
– Что отличает танцоров «Ириса» от других?– Не знаю, как в других коллективах, но мы стараемся объяснять детям, что будем успешны и счастливы, только если будем вместе. Пытаемся объяснить, что каждый ответственен за общий результат. Это касается и посещений, и старательности на занятиях, и ответственности за свое здоровье.
Дети, в конце концов, становятся близкими настолько, что иногда даже страшно, потому что у нас нет школьной системы, когда ты точно знаешь, что наступит одиннадцатый класс, и они уйдут. Это может случиться в любой момент.
Очень интересно, когда приходят взрослые, говоря, что всю жизнь мечтали заниматься танцами, но никогда не было времени. Я говорю, что никогда не поздно начинать танцевать.
На данный момент для меня важно, что у нас пять взрослых групп – три бальные группы и две латино-соло. Я бы хотела, чтобы в Лыткарино стало модно уметь танцевать, и это был бы самый танцующий город. Только заиграла музыка, и все начинают двигаться. Люди любят, хотят танцевать, и здесь, в «Ирисе», этому можно научиться.
Ученики и педагоги