Людские игры. Существует красивая легенда, что когда всемогущим богам захотелось разнообразия, они стали играть в разные игры. Потом, чтобы получить преимущество, кто-то из них солгал, затем боги стали строить друг другу козни и воевать. Они так увлеклись, что не заметили, как превратились из создателей в участников этой игры. Они так самоотверженно убеждали других в своей правоте, что забыли о своих божественных способностях и не смогли вернуться в первоначальное положение. Только одно ощущение в их памяти осталось навсегда, то, что игра – это удовольствие. И они никогда не откажутся от завораживающей игры, которую кто-то когда-то назвал театром…
Слова классика о сценичности нашей жизни актуальны по сей день. Согласитесь, каждый из нас играет свою роль. Актёры, умышленно перевоплощаясь в чужие образы, проживают несколько разных жизней на сцене. Мы, медики и экономисты, художники и музыканты начинаем наше действо с утра, просыпаясь, а заканчиваем, только лишь когда остаёмся наедине с собой. Особенную роль играют зрители. Без них теряется смысл в театральной игре. И пока людские игры будут интересны зрителям, театр останется самым зрелищным и поучительным развлечением из всех зрелищных видов искусства.
Актёры разных профессий Кто такой актёр? Это исполнитель в драматических спектаклях и кино? Имеет ли право любительский коллектив талантливых людей считать себя театром? Любуясь выступлениями самодеятельных и незаурядных личностей любительского театра, замечаешь, что их игра отлична от выступлений профессиональной трупы, она уникальна.
Самобытные лыткаринцы народного оперного театра «Родник» творят в своё удовольствие, ничего не требуя взамен. Они готовят постановки своими силами. Все их труды направлены на то, чтобы снова окунутся в удивительный мир перевоплощений. Для чего же взрослые люди, специалисты разных профессий, обучаются сложнейшему академическому исполнению и секретами актёрского мастерства? Просто для того, чтобы жить и творить, чтобы радовать себя и своего зрителя! Ведь, когда людьми движет желание создавать произведение искусства, все остальные сложности не имеют особого значения.
С течением времениИстория лыткаринского оперного театра ведётся с 1988 года. Вначале он был вокальной студией. Руководитель «Родника» – профессиональная певица и талантливый вокальный педагог Людмила Васильевна Олешкевич, не стала ограничиваться традиционными занятиями со своими учениками.
Из её воспоминаний: «Однажды мы решили выступить в концертном зале ДК со сценами из опер. Наш концерт очень понравился лыткаринской публике. Это вдохновило нас выступать снова, но уже с другими постановками».
Незаметно для самих участников студии, «Родник» стал городским достоянием. На его концерты стала собираться творческая интеллигенция, семейные пары и школьники. Коллектив начал тесно сотрудничать с городской общественностью, выступал с традиционными концертами в бывшем особняке Чернышевых и лыткаринском музее. За годы творческого поиска и сценических побед у театра накопился серьёзный репертуар: сцены из классических опер, одноактная комическая опера «Директор театра». В 1995 году, к 240-летию со дня рождения В.А. Моцарта, коллектив поставил оперу «Свадьба Фигаро», за что был признан театром. И спустя пару лет, не переставая творить и радовать горожан новыми постановками, «Родник» обрёл нынешний статус народного оперного театра и материальную независимость.
Став известным в Подмосковье, театр получает приглашения выступить с концертами в разных городах. За эти годы у «Родника» сложились тёплые отношения со зрителями города Дзержинский и посёлком Шатурторф, в которых театр ежегодно устраивает гастроли.
Сегодня «Родник» является активным участником фестивалей, где получает высокие оценки и обретает новых друзей. В 2003 году на смотре художественной самодеятельности в подмосковной Ивантеевке «Родник» назвали «народным достоянием, которое необходимо хранить».
Эту высокую оценку «родниковцы» восприняли, как кредо для дальнейшего развития. Ведь театру «Родник» в этом году исполнилось 15 лет, и, перешагивая очередной временной рубеж, артисты с энтузиазмом ставят новые задачи и верят в свою победу.
Родник – источник вдохновенияОднажды меня пригласили на репетицию оперного театра в их просторный класс Дворца культуры «Мир». Познакомившись с участниками театра, жителями разных городов и людьми разных возрастов, я поинтересовалась их мнением о миссии театра «Родник». Эта тема спровоцировала живую и увлекательную двухчасовую беседу. Высказался каждый присутствующий на репетиции. Мне стало ясно, для них любительский театр – не хобби и не выражения себя, за пятнадцать лет он стал образом жизни для его участников.
Тамара Васильевна Алфимова (пенсионер, по профессии – испытатель авиационных двигателей) с детства любила петь, но стала заниматься любимым делом десять лет назад, когда узнала о существовании «Родника». Тамара Васильевна утверждает: «Красивая оперная музыка помогает преодолеть все неприятности повседневной жизни. Если человек хочет разобраться в себе, что-либо изменить, добавить в свою жизнь ярких красок или примерить новый образ, ему стоит обратиться к увлекательной театральной игре. Здесь он найдёт всё, что ему нужно. Когда мы выходим на сцену, надев на себя красивые платья, шикарные головные уборы и поём под симфонический оркестр, я чувствую себя окрылённой и получаю истинное удовольствие. Прикосновение к искусству, общение с прекрасными людьми, возможность заниматься вокалом у опытного, талантливого педагога Людмилы Васильевны – это честь и большая удача! Благодаря «Роднику» мы отдыхаем, путешествуем, развиваем кругозор, знакомимся с интересными людьми. И другой жизни, вне игры, я себе не представляю!»
Родственница известного русского композитора Бориса Прозоровского, Анна Прозоровская приезжает на репетиции в ДК «Мир» из Москвы. Она давно знакома с театром. Часто посещала концерты «Родника», потом стала их близким другом, и, не заметив, как влилась в коллектив, выступила в оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Ей понравилось. С того дня театр для неё – карнавал, яркое незабываемое зрелище, перевоплощение, очищение от всего негативного повседневной жизни.
Солистка театра, бухгалтер по профессии, Ирина Хохлова вспоминает: «В детстве я занималась музыкой, но окончив школу и получив экономическое образование, совсем отдалилась от искусства. Строила карьеру, затем посвятила себя семье. А потом поймала себя на мысли, что необходимо реализовать свои музыкальные умения, иначе я «умру» от скуки. Три года назад узнала о «Роднике» и очень обрадовалась. Ведь это именно то, что мне нужно. Я безмерно благодарна коллективу. Советую: всем тем, у кого есть душевная потребность петь, присоединиться к «Роднику».
Библиотекарь Ирина Гаврилина занимается в театре более 5 лет. Верность театральному делу объясняет тем, что «Родник» изменил её представление о театральном искусстве и отношение к опере: «Когда я познакомилась с исполнителями, с их творчеством, пожалела, что не пришла раньше. С детства я люблю балет, но к опере, считала, что не готова, что это искусство для избранных, и уж я точно в нём ничего не добьюсь. «Родник» изменил моё мнение. Теперь я знаю, что этому искусству можно научиться, главное «распробовать» его, привить высокий музыкальный вкус. И под руководством Людмилы Васильевны мы мастерски с этим справляемся! »
Концертмейстер театра Михаил Васильевич Петров поражается, с каким усердием люди, далёкие по роду службы от музыки, собираются на репетиции в будний день и исполняют сложнейшие оперные партии: «У нас собрался отличный коллектив. Каждый из солистов находится на своём месте. Наши «родниковцы» удивительно терпеливы и целеустремлённы. Мне кажется, именно таких людей именуют настоящими артистами!»
Текст: Марина Короткова