Анатолий Доровских о творчестве и своей малой родине
Многие лыткаринцы наверняка слышали наш городской гимн. Но не все знают, что импозантный мужчина с красивым баритоном, который чаще всего его исполняет, является автором и мелодии, и текста. Давайте познакомимся поближе с этим интересным человеком. Зовут его Анатолий Николаевич Доровских, он – профессиональный певец, автор многих песен, в их числе – с десяток гимнов для различных городских образований, спортивных команд и воинских частей.
– Анатолий Николаевич, как становятся авторами гимнов?– Да обычным образом… Наверное, здесь надо бы рассказать о себе? Родился я в Донецке. Отслужил в армии, затем поступил в Москве в эстрадно-цирковое училище. После его окончания меня взяли в Росконцерт солистом. Но, поскольку я числился артистом музыкально-разговорного жанра (как говорится, ни то ни се), я поступил в известную всем «Гнесинку» (ныне – Российская академия музыки имени Гнесиных) на эстрадно-джазовый вокал. Еще на третьем курсе училища меня вместе с Ольгой Кормухиной послали на конкурс «Юрмала-86», и мы там стали дипломантами. Затем, по окончании «Гнесинки», я стал работать в Московском объединении музыкальных ансамблей – так в советское время называлась организация, курирующая музыкальные программы ресторанов и варьете. Работа очень престижная. Была такая интуристовская гостиница «Союз» на Речном вокзале, я пел в шоу для иностранцев, четыре года там проработал. Мы даже гастролировали с той программой.
Потом началась перестройка, разнообразные «досуги» пошли. Я уже стал работать и как администратор, и как исполнитель. У меня была своя группа, репертуар, соответствующий времени: от Магомаева до Рената Ибрагимова, баритональный такой классический эстрадный репертуар.
А в конце 80-х – начале 90-х годов появилась возможность поработать за рубежом, играть в совместных спектаклях. В основном это были мюзиклы. Я пел и на немецком, и на английском языках. Были успешные спектакли, особенно в Вене, там даже продлили нашу антрепризу на месяц.
Параллельно вокальной деятельности я успел поиграть и в театре. Есть такая замечательная театральная студия, которой руководит Алексей Левинский. Я играл там ни мало ни много Лаэрта в пьесе Шекспира «Гамлет». С этой студией я сотрудничал 23 года. С перерывами, конечно, на разные гастроли.
– Как вы начали писать свои песни?– Когда началась первая чеченская кампания, меня зацепило. Я занимался мелким бизнесом – как все, чтобы держаться на плаву, а тут меня подхлестнула одна ситуация, и я написал песню «Молитва», которую потом пела Людмила Гурченко. Однажды по телевизору я увидел сюжет – бородатые боевики пленили наших мальчишек-срочников. Солдатики выглядели бледными, испуганными, беспомощными. А эти, бородатые, с автоматами, над ними подшучивали в кадре. И это все показали по ТВ. Я смотрел и думал: а зачем все это показывают? Вдруг на них их матери смотрят? Так и случилось – одна из таких мам, на Алтае, своего сына узнала и чуть не умерла от горя. Так что песня написана от имени тех матерей…
Потом пошла солдатская тема. Меня позвали в жюри конкурса военной песни, где прозвучала моя песня в исполнении рок-группы из дивизии имени Дзержинского. С тех пор я с ней сотрудничаю – с группой «Взвод» мы выпустили два альбома военных песен. Так что в Дзержинской дивизии я уже больше десяти лет работаю по контракту хормейстером. Помимо занятий вокалом, я пишу им песни ко всем юбилеям и значимым событиям. В основном это маршевые песни, которые затем исполняются на официальных мероприятиях. Вот совсем недавно у них был юбилей – девяносто лет части, затем им вручили орден Жукова – так что тем для песен не надо искать.
– У вас на личном сайте я обнаружил задорную такую песню про 345-й механический завод. Как она появилась? Что, слава уже такая – что заказывают со стороны?– Да нет, славы у меня особой нет. Что касается песни про завод, то это моя работа. Этот завод давно сотрудничает с дивизией, и мне предложили написать в связи с юбилеем песню-гимн. Мы скрупулезно работали с директором завода над текстом, над мелодией, и в конце концов получилось очень хорошее произведение. Ансамбль дивизии с успехом исполнил ее на юбилее.
– А как вы оказались в нашем городе?– У меня есть коллеги из Дзержинского – артисты братья Радченко, мы еще вместе по «досугам» в конце восьмидесятых сотрудничали, вот они меня как-то раз и вывезли на мероприятие в фирму «Строитель», где было очередное собрание «Клуба друзей». Я выступил – у меня, кстати, еще хорошо пародии получаются на всяких там деятелей. Был успех. И с тех пор я на все мероприятия и праздники приезжаю. Несколько лет назад у нас зашел разговор с главой Лыткарино Евгением Серегиным о новом гимне для города. Я сочинил стихи и музыку, приехал к нему и спел под гитару – ему понравилось. Дальнейшее – дело техники. Теперь вот регулярно исполняю его на официальных городских мероприятиях.
– Я знаком со многими профессиональными поэтами, им порой тоже приходится писать тексты на заказ – и могу вас заверить, что ваши тексты не хуже.– Тут надо поблагодарить моих учителей и друзей по музыкально-поэтическому салону Анны Коротковой, в создании и работе которого я принимал и принимаю участие – вот там я и насмотрелся, и наслушался стихов предостаточно. Так что, как говорится, со временем хороший литературный вкус «привился». А представляете, каким я был в двадцать лет? Паренек из Донецка… Меня при поступлении в училище спросили, кто такой Станиславский, а я даже фамилии такой не слышал. Я четыре года по-русски правильно учился разговаривать, без южного акцента.
– Что вы думаете по поводу событий на Украине? У вас там родственники есть?– Последним родственником была моя мама, но она уже умерла… Я там полтора года уже не был, да сейчас и не въедешь туда, даже если бы и захотелось. Смотришь на все это и думаешь – безумие какое-то там сейчас творится. Больно на все смотреть, и оторваться не можешь. Опять бомбят, опять убили кого-то. Я не знаю, когда все это закончится. Однозначно только одно – невозможно заставить людей быть, как кто-то. Все очень просто – Западная Украина подмяла под себя всю идеологию, власть, бизнес – все, одним словом. Они сплоченные, наглые, у них бандеровская философия. Она всегда была, только в замороженном состоянии. Я помню, как меня однажды на гастролях в Карпатах чуть не скинули со скалы – как же, москаль местной девушке комплименты делает. Если бы я не умел говорить по-украински, дело бы точно плохо закончилось. Там всегда была ненависть к русским людям. Просто им дали карты в руки, дали свободу, волю – и понеслось. И там еще поддержка канадско-американской диаспоры, у которой тоже во многом бандеровские корни. И получилось, что на Украине Запад пытается принудить Восток жить по их понятиям. Путем жестокости и убийств. И ведь, посмотрите, они с удовольствием это делают.
– Сейчас идет конкурс на новый гимн Московской области. По-моему, ваш вариант очень хорош. Расскажите, как получилось, что вы его написали.– Председателем отборочной комиссии на конкурсе, кстати, является Иосиф Кобзон. А с этим гимном получилось так – мне позвонили из администрации Лыткарино и предложили попробоваться и в этой теме. Времени оставалось мало, всего двенадцать дней, но я согласился. Первый вариант был записан еще под гитару. Когда он подошел, мне обещали необходимую поддержку, чтобы записать студийный вариант, и вот его я уже представил на конкурс. Честно скажу, что среди предложенных гимнов один очень высокого уровня. Но и мой неплох, уж в пятерку точно должен бы войти.
– Анатолий Николаевич, традиционный вопрос – над чем вы сейчас работаете?– Буквально на днях у меня вышел компакт-диск «У атамана». Это моя авторская программа, захотелось себя попробовать в казачьих песнях. Думается, что в ближайшем будущем я буду показывать именно этот репертуар. Тем, кто уже это слышал, нравится, так что есть смысл показать эти песни более широкой аудитории.