Перейти к содержанию
  • Реклама

Царская охота на Волкуше


ohota.jpg

Въезжая в город Лыткарино по лыткаринскому шоссе есть остановка Волкуша, непосредственно связанная с Лыткаринским карьером. Но откуда такое название мало кто задумывался. Попробуем разобраться…

Рядом с Лыткаринским карьером есть гора Волчиха, издавна связанная с царскими именами. Помимо нее есть еще и гора Соколово, которая также связана с историей этой местности, да и, пожалуй, c историей всей России. Соколово находится рядом с городом Дзержинским, на ее месте сейчас военный завод ФЦДТ «Союз».

При раскопках в районе горы Соколово, было найдено древнее поселение середины I века до н.э. — Соколово – городище. В нашей местности по ранее заведенной традиции поселения называли именами птиц, и такие названия сохранились до сих пор: по правому берегу Москвы–реки расположены деревни Орлово, Дроздово, а по левому — Соколова гора, Голубева гора (Голюбовская горка). Благодаря произведенным раскопкам было доказано, что наши окрестности были заселены еще с I в до н.э.

Соколово — городище на Соколовой горе — со всех сторон было защищено лесом, оврагами, рекой, озерами — Мосолино, Дитятки, Анкудиново, Кривое, которые образовали теперь одно Кривое озеро. Лес и глина из оврагов использовались для строительства. Болота давали «болотную руду», используемую для выплавки оружия, хозяйственного инвентаря, украшений. Городище было укреплено валами и частоколом. Жилища были углублены в землю, имелись загоны для скота, помещения для ткачества и прядения. По найденным предметам было определено, что жители владели гончарным ремеслом, обработкой камня, дерева, кости, железа. На женских украшениях были обнаружены буковицы (иероглифы).

ohota1.jpg

Согласно Писцовым книгам XVI века и планкарте Кириллова поселение на Соколовой горе называлось Соколово–Анкудиново — по названию горы и озера. При основателе династии Романовых царе Михаиле Федоровиче на Соколовой горе были царские палаты с дымоходом и трубами и несколько крестьянских изб, которые топились по–черному, также здесь находился скотный двор и амбары. Царь Михаил Федорович часто на богомолье ходил в царское село Остров и в Николо–Угрешский монастырь.

В XVII веке его сын Алексей Михайлович, отец Петра I, решил сделать Соколово центральной усадьбой своих подмосковных сел, царской резиденцией. Недалеко располагалось село Петровское, которое сначала принадлежало родственникам его первой жены — Милославским, а затем родственникам его второй жены — Нарышкиным.

ohota2.jpg

Во время правления царя Алексея Михайловича был утвержден Приказ Большого дворца, царь сам руководил его работой, но со временем часть хозяйственных полномочий были переданы Приказу тайных дел, который должен был контролировать деятельность других приказов и скрытно следить за всеми. Почти сразу с воцарением Романовых начал набирать силу политический сыск — «слово и дело». За неучтивые слова в адрес новой династии были введены суровые наказания, когда можно было поплатиться и головой. «После бурь смуты пришло спокойное, но «душное» время, когда мысли приходилось утаивать», — так оценивали это время историки.

Одной из мер наказания непокорных бояр было лишение их земельных наделов, которые поступали в ведение Приказа тайных дел. Так великими государями были отмежеваны от помещичьих и вотчинных земель одно за другим - село Котельники, бывшее за стольником Иваном Глебовичем Морозовым, деревня Алчева, взятая у стольника Алексея Соковнина, село Петровское, принадлежавшее боярину Ивану Михайловичу Милославскому, и другие.

Центральной усадьбой своих подмосковных сел царь сделал деревню Анкудиново, которая до того принадлежала Симонову монастырю. Деревня была расположена на Москве-реке рядом с Николо-Угрешским монастырем, при этом Люберцы, Котельники и Петровское играли второстепенную роль. Деревня Анкудиново была переименована в Соколово, ставшая любимой резиденцией Алексея Михайловича. Царь задумал отстроить Соколово-Анкудиново заново.

ohota4.jpg

Как указывают писцовые книги, для задуманной самодержцем Всея Руси перестройки на Соколову гору день и ночь везли горы строительных материалов: 69 пудов железа связного, 8600 кирпичей, 500 полусаженного камня, 350 бревен шестисажённых, 200 бревен пятисажённых, 800 бревен заборного леса, 95 дубин для плотины, известь (пуд — 16,38 кг, сажень — 2,13 м). На скотном дворе содержались 168 лошадей, 16 коней нагайских, 44 овцы, 10 свиней, 50 гусей, 55 уток, 20 индеек, 20 кур, 20 коров, 20 бычков. В амбарах и погребах хранились в большом количестве пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, в бочках соленья, 40 бочек вина, 30 бочек пива, 50 ведер меда. Многочисленные ручейки из родников сбегались в Соколов ручей, который впадал в Кривое озеро. В водоемах, не отравленных тогда еще химией, ловили рыбу: лещей, стерлядей, язей, судаков, линей, окуней и щук.

Лес тогда делился на две части: Гремячевский и Петровский, в которых была царская пасека, где местные крестьяне занимались бортничеством, а так же собирали ягоды, грибы, орехи. В лесу водилась обильно дичь, и устраивалась царская охота. Для царской же забавы в лесу был организован Волчий двор, и, вероятно, поэтому это место получило название Волкуша. Озеро Дитятки было мелководное, и в нем купались дети, вероятно, поэтому оно и получило такое название.
На богомолье в Николо–Угрешу царь Алексей Михайлович с царедворцами из резиденции Соколово зачастую ходил пешком через деревню Гремячево, где иногда одаривал местных крестьян. Эти подарки передавались из поколения в поколение. В тоже время Голубеву гору стали называть Боголюбовой горой — теперь Голюбовская горка.

Перенос столицы в Петербург и переезд туда царского двора отрицательно отразились как на Николо–Угрешском монастыре, так и на царской резиденции Соколово, которая стала принадлежать московской знати разных сословий и использовалась как загородная летняя дача, куда по Москве–реке на пароходе «Ярославль» они добирались до пристани Соколово. После революции лесные дачи «Соколово» принадлежали разным ведомствам, после чего вошли в территорию опытного химического производства завода № 512.

С Соколовой горы видны церкви в Петровском, Острове, Беседах, Николо–Угрешском монастыре. А когда-то вдали от города, особенно теплым весенним вечером на закате слышны были трели соловья и благовестный перезвон колоколов. Сейчас же мало что может напомнить посетителям Волкуши о тех славных временах ушедших эпох…

ohota3.jpg


  Пожаловаться на Статья


Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет



Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
Яндекс.Метрика
Лыткарино Online - городской информационно-развлекательный портал, 18+
Контакты | Реклама на сайте
При любом копировании материалов сайта гиперссылка на источник обязательна.